Этапы медиации

Процесс состоит из восьми этапов (в любой момент до подписания соглашения конфликтующие стороны могут остановить процедуру).
1. Вступительный этап.
Во вступительном слове медиатор:
– объясняет, что такое медиация, ее принципы (особое внимание обращается на принцип конфиденциальности);
– излагает правила поведения участников;
– разъясняет право медиатора проводить кокусы;
– выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах;
– предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации.
Цель вступительного слова – сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров, создать атмосферу доверия как к процессу, так и к самому медиатору.
Вступительная часть продолжается достаточно долго (примерно 15–20 минут). Сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а иногда и к срыву всего процесса медиации. Если стороны психологически не готовы к медиации и отказываются подписать соглашение (потому что не доверяют медиатору или боятся потерять свое лицо в случае неуспеха процедуры или по другим причинам), медиацию лучше вообще не начинать.
2. Этап представления сторон.
Медиатор обращается к одной из сторон (обычно к той, которая выступила с просьбой о проведении медиации) и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно.
По окончании речи первой стороны медиатор задает вопрос: «Вы изложили все существенные обстоятельства дела или хотите еще что-нибудь добавить?» Затем он кратко пересказывает (резюмирует) услышанное. При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа: «Я правильно вас понял?», «Я не упустил ничего существенного?».
После этого медиатор обращается к другой стороне и просит ее рассказать о своем видении проблемы. Ей он также задает уточняющие вопросы и повторяет услышанное.
3. Этап «вентиляции эмоций».
На данном этапе конфликтующим сторонам предлагается обсудить услышанное и высказать свои комментарии. На этом этапе медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить те чувства, которые у них возникли. Возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повышает у сторон доверие к самому процессу медиации. Главная задача на этом этапе – достичь согласованной формулировки проблемы (принимаемой всеми сторонами).
Если медиатор чувствует, что конфликтующие стороны что-то недоговаривают (или умышленно скрывают), он может объявить о необходимости проведения кокусовбесед с каждой стороной поочередно. Одна или обе стороны могут сообщить в кокусах сведения, которые, по их мнению, не должны быть известны другой стороне. Поэтому медиатор по окончании кокуса должен обязательно уточнить, что именно из сказанного может быть высказано в присутствии другой стороны при продолжении медиации.
На данном этапе (в том числе в кокусах) констатируются интересы участников; при этом медиатор старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.
4. Этап формирования «повестки переговоров».
Медиатор благодарит стороны за продуктивную работу на предшествующем этапе, фиксирует найденные точки сближения и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на медиации.
После составления повестки медиатор должен убедиться в том, что обе стороны утверждают ее в данной редакции и не желают в ней ничего изменить, убрать или добавить.
5. Этап выработки предложений (основной).
Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация бесполезна). Также на результативность процесса влияет и искусство медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.
6. Этап подготовки соглашения.
На данном этапе происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, устраивающего в равной степени все стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения.
7. Этап выхода из медиации.
Медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон и т. п. Задача этого этапа – получение медиатором через «обратную связь» информации о результатах работы.
Стороны оценивают:
– насколько они удовлетворены достигнутым соглашением;
– насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора;
– свое эмоциональное состояние: стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д.
8. Этап постконфликта.
На данном этапе осуществляется отслеживание дальнейшего развития ситуации. На этом этапе оценивается реальная результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение), возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить на психологическую консультацию и т.п.).

Таким образом, медиация в практическом отношении представляет собой многоэтапную процедуру переговорного процесса, в ходе которого конфликтующие стороны при содействии медиатора должны прийти к соглашению относительно урегулирования конфликта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий